?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Расположение предмета в кадре.


В этой статье мы поговорим о нескольких почти всем известных правилах расположения предметов в кадре. Мы пока рассмотриваем один предмет, но эти правила будут вам полезны в композиции любой сложности! А еще я обещаю, что это последний раз, когда мы берем один предмет, мне самой уже очень хочется двигаться дальше! ;)



Ветка помидоров расположена по трети кадра.


И начнем мы сегодня, как это ни странно, с Центральной композиции.

Уж сколько раз твердили миру и всем начинающим фотографам, что ни в коем случае нельзя располагать предмет в центре снимка. Это действительно хороший совет и палочка-выручалочка для любого начинающего фотографа. Но мы же любим нарушать правила? ;)

Но давайте делать это осмысленно, с задумкой. Так зачем же распологать предмет в центре?


Центральная композиция.

Использование центральной композиции может быть оправдано, если по вашему замылу нужно передать статичность, непоколебимость и монументальность объекта. В сочетании с ракурсом «Горизонтально – с уровня стола» предмет будет выглядеть очень важным!

Возможно также использовать центральную композицию, если вы хотите привлечь внимание к чему-то внутри основного предмета, или вместе с приемом «Рамка в рамке» (еще будем разбирать этот прием отдельно). Например, стакан со льдом и дольками лимона, помещенный в центре кадра, позволит с удовольствием разглядывать содержимое стакана или тарелка с блюдом, помещенная в центра кадра, покажется дополнительной рамкой для красивого интересного блюда.


Центральная композиция.


В примере, пиала с блюдом расположена в центре кадра, верхний ракурс придает изображению особую графичность, а дополнение в виде палочек по диагонали добавляет движения в очень статичный кадр. Поскольку все движение заключено именно в диагонали палочек, они словно бы предлагают вам сдвинуть их, взять в руки и преступить к еде.

Теперь, когда мы разобрались с исключением из правил, перейдем к правилам! :)

Большинству из нас, как только мы взяли камеру в руки, повоторяют, что предмет нужно располагать не по центру кадра. А не по центру – это куда? Давайте рассмотрим основные варианты :)


Схема. Деление кадра на трети.

Правило третей.

Наверное самый известный и широкоиспользуемый прием – это Правило третей.

Правило третей одно из базовых правил композиции, помогающее сделать изображение сбалансированным и определить главное.

По этому правилу изображение мысленно расчерчивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, разделяя фотографию на 9 одинаковых прямоугольников. Ключевые точки снимка располагают на пересечении этих линий. Или на самих линиях.

В заглавном снимке веточка помидор проходит ровно по линии трети кадра.
При должной практике вы быстро научитесь мысленно разделять изображение и располагать главные элементы в линиях и точках пересечений.


Схема. Деление кадра по золотому сечению.

Правило золотого сечения.

Правило третей в свою очередь является упрощением другого правила, которое издавна использовалось многими художниками. Это правило Золотого сечения. Издревле считалось, что объекты, содержащие в себе золотое сечение, воспринимаются человеком, как наиболее гармоничные.

По этому правилу предметы также должны располагаться в определенных точках изображения, так называемых зрительных центрах. Считается, хотя современные исследования не подтверждают эту гипотезу без оговорок, что, рассматривая картины или снимки, мы автоматически смотрим сначала на эти зрительные центры. Поэтому, используя правило золотого сечения, мы помогаем зрителю, делаем изображение более приятным, подготовленным для восприятия.


Бутылка с молоком и стакан с клубникой расположены вдоль линий золотого сечения.

Таких точек четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Располагать предметы можно не только в точках пересечения, но и вдоль линий.

Главное визуальное отличие Золотого сечения от Правила третей в том, что зрительные центры расположены ближе к центру кадра.

Правило диаганального золотого сечения.

Для того, чтобы использовать правило диагонального золотого сечения, также нужно мысленно нарисовать на изображении диагональную сетку.

Для этого сначала поставим на верхней рамке кадра точку, разделяющую отрезок на части длинной 5/8 всего отрезка и 3/8 (А), а нижнюю рамку кадра на 3/8 и 5/8 (Б) соответственно. Теперь проведем линию из верхнего левого угла в точку Б, еще одну линию из точки А в правый нижний угол. Третья линия должна пройти из нижнего левого угла в верхний правый.


Схема. Деление кадра по диагональному золотому сечению.

Получившееся деление можно посмотреть на схеме.

В отличие от классического правила золотого сечения, в этом случае для создания гармоничной и уравновешенной композиции, предметы нужно помещать не в точках пересечения, а в ячейках, которые образовались.

Некоторые правила размещения предмета в кадре можно использовать вместе. Также не забывайте про различные ракурсы.


Предметы в кадре расположены по правилу диагонального золотого сечения.


Например, ниже фотографии являются премерами сочетани правила центрального расположения с правилами третей и золотого сечения.




На фотографии «Клубника в стакане» композиция из стаканов расположена примерно по центру фотографии, но клубника в нижнем стакане расположена по трети, а ягоды в верхнем стакане – вокруг зрительного центра по золотому сечению. Обратите внимание на ракурс «Горизонтально, с уровня предмета», именно он позволяет рассмотреть все содержимое стаканов и делает композицию более статичной, что позволяет избежать ощущения «падающего» верхнего стакана. На фотографии с коктейлем B-52, стаканчик расположен по центру кадра, а линии стыка ликеров вдоль линий третей и золотого сечения (Примерно ;)).

Диагональ.

Этот композиционный прием – один из моих любимых, и, как показал опрос, второй по популярности и известности среди нас, фуд-фотографов, после правила третей. И нас можно понять! Ничто так не оживит композицию и не добавит ей динамики и выразительности, как введение в кадр диагональных линий.

Да, пусть мы пока рассматриваем разные действия с одним предметом. Уже на этом этапе, в зависимости от формы предмета, который вы фотографируете, есть возможность использовать диагональ в вашей работе. Это может быть любой столовый прибор, овощи, или край тарелки, расположенный в кадре под углом.

Считается, что наибольший эффект одиночная диагональ производит, находясь под углом 45 градусов к нижнему обрезу кадра.



Диагонали принято делить на диагонали ухода и прихода, и они придают кадру определенное ощущение. Диагональ прихода имеет наивысшую точку в левой части кадра, и постепенно спускается, такая диагональ ведет взгляд зрителя внутрь кадра. Диагональ ухода, наоборот, имеет наивысшую точку в правой части изображения и уводит взгляд за рамку кадра.

Рассмотрим, например, фотографию связки спаржи, так как ее можно посчитать за один элемент/предмет. При рассматривании этого снимка мы сначала посмотрим на кончики спаржи, так как они самые четкие и расположены в точке зрительного центра по золотому сечению. Дальше диагональ стеблей уводит наш взгляд вправо вверх за край кадра. На подсознательном уровне мы вспоминаем, что спаржу сейчас будут готовить.

Говоря про диагональ, я уже несколько раз обращалась к рамке кадра, как к отправной точке. И не зря! Граница образованная краями кадра играет большую роль в восприятии композиции. Эта естественная рамка, будучи абстрактной, не существующей в физическом плане сущностью, так же важна для кадра, как, если можно так выразиться, дырка для бублика :) Мы обязательно будем рассматривать этот аспект более подробно. А в этой части мы рассмотрим несколько интересных, даже я бы сказала «сюжетных» вариантов кадрирования, которые можно использовать уже с одним предметом.



Split-кадрирование.

Split или «Половинный» кроп.

Этот интересный вариант кадрирования последнее время довольно популярен, и не только среди фотографов, снимающих портреты, но и среди фуд-фотографов, которые любят снимать отдельные фрукты или овощи, зачастую в разрезе. При таком кадрировании на фотографии отображается только половина предмета, или даже меньшая его часть. «Половинный» кроп подходит больше всего для симметричных предметов, так как плохо передает информацию о форме предмета, но позволяет сконцентрироваться на текстуре и деталях. Можно так сфотографировать и отдельную тарелку с блюдом, поместив в кадр только половину. Для этой задачи больше всего подходит или ракурс сверху, или один из горизонтальных ракурсов, с уровня предмета или стола.


Негативное пространство.

Negative space или white space – это концепт, давно используемый в художественной культуре, дизайне и фотографии. И он должен понравится любителям минимализма, которые среди нас точно есть! ;)

Это пространство вокруг объекта съемки (который представляет собой позитивное пространство), не содержащее никаких дополнительных предметов, кроме фона. Чем больше этого свободного пространства, тем более сильный эмоциональный эффект оказывает фотография.
Оставляя незанятой значительную часть кадра, negative space - любимый инструмент верстальщика, позволяющий размещать сопуствующий текст прямо в "теле" кадра.



Замечание напоследок.

Ну и перед тем, как дать задание, хочется сказать, что эти правила ни в коем случае не должны восприниматься как аксиомы! Ни в коем случае не надо стоять над кадром с линейкой, отмерять трети и высчитывать точки золотого сечения :) Я воспринимаю их как полезные, проверенные временем шаблоны, которые помогают быстро и легко создать уравновешенную, приятную глазу фотографию. Зачастую, когда у нас нет времени или желания переставлять свои любимые тарелочки, ложечки и стаканчики в поисках "той самой идеальной композиции", использование показанных правил позволит вам получить устойчиво хороший результат за минимальное время. С другой стороны, даже если время и желание присутствуют, показанные шаблоны служат отличной отправной точкой, базой или скелетом будущего композиционного решения кадра, с которого мы начинаем более смелые эксперименты, в том числе и такие, где эти "правила" грубейшим образом нарушают! Но об этом - в другой раз :)

Все картинки в статье кликабельны.

Обсудим или пофотографируем?

Найдете у себя на готовых фотографиях в ЖЖ правила третей, золотого сечения (классического и диагонального)? А центральные композиции есть? Сочетания? Ради интереса – чего больше? Вы применяли эти правила осознанно или нет?

Любите диагонали? :) Часто ли используете? Какие предметы вы используете для создания диагоналей в фуд-фото?

Пробовали ли вы какое-нибудь из тех интересных приемов кадрирования, которые я предложила в этой статье?

Задание:

Выберите объект съемки и отработайте расположение по трети и по золотому сечению. Поэкспериментируйте с приведенными двумя вариантами кадрирования (split и negative space). Заметьте, что даже в этих случаях и правила третей, и золотого сечения могут быть применимы. Не зыбывайте про ракурсы и сочетание с фоном, постарайтесь рассказать фотографией историю, создать настроение. Помните, что все приемы, ракурсы и расположения предметов имеют свое воздействие на зрителя, создают свою особенную атмосферу.

Выберите одну фотографию и опубликуйте ее в комментириях первого уровня или дайте ссылку на пост в вашем ЖЖ. Если есть желание, оставьте к работе комментарий, чего вы хотели добиться, что у вас поличилось или не получилось? Срок 1 неделя до 18 июня.

Comments

( 94 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kulimania
Jun. 12th, 2012 12:15 am (UTC)
Женечка,спасибо огромное!Уверена,что многие хорошо знакомы с этими правилами,но для меня,как для начинающего фотографа, это очень ценная информация.Я использовала и правило диагоналей и правило третей,но на интуитивном уровне и не всегда.Признаюсь,грешна!Так и норовлю установить предмет в центре и как я понимаю часто в этом нет никакой необходимости.Буду теперь обращать внимание на существующие правила,чтобы потом,как ты правильно написала,можно было легче их нарушать.Задание постараюсь выполнить)
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 04:48 pm (UTC)
Инна, пожадуйста! :) Я тоже большую часть времени использую эти правила интуитивно, и понимаю, что сделала так или так только уже обрабатывая готовую фотографию. Но в моменты трудностей, когда не клеится композиция, уже применяю осознанно. Но для того, чтобы применять и осознанно и не очень, следует их знать и немного потренироваться. А еще просматривать свои фотографии и анализировать.
Буду ждать твоей работы! :)
(no subject) - kulimania - Jun. 12th, 2012 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 12th, 2012 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kulimania - Jun. 12th, 2012 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 12th, 2012 07:37 pm (UTC) - Expand
snova_anechka
Jun. 12th, 2012 04:48 am (UTC)
О, Жень, вот про эти правила очень мало знала и такой наглядной информации очень не хватало, спасибо! Попробую просмотреть свои фотографии, но там, как правило, никаких правил композиции не наблюдается)))
Попробую на днях что-то поснимать, если получится, покажу!
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 04:52 pm (UTC)
Анечка, надеюсь эта информация тебе поможет! Вот обязательно просмотри свои фотографии! Я тебя уверяю, ты должна там найти все эти правила (ну за исключением этих последних вариантов кадрирования, они тебе не очень свойственны :))
Буду ждать твою работу! Очень-очень! )
teleginatania
Jun. 12th, 2012 05:30 am (UTC)
Про правила практически ничего не знала, спасибо , за подробный рассказ. Посмотрю свои фото и попробую выполнить задание !
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 05:05 pm (UTC)
Пожалуйста, Таня! :)
Обязательно посмотри свои работы, и расскажи, что нашла ) Это тоже очень полезное упражнение!
Жду работы по заданию;)
eugenego
Jun. 12th, 2012 06:57 am (UTC)
Женя, повторяться не буду, просто очередной раз говорю: ты - молодец! На фоне многочисленных "мастер-классов" (не хочу никого обижать, но уровень подчас таких курсов никакой) твои уроки очень понятны, полезны и хорошо подготовлены.
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 05:09 pm (UTC)
Женя, вот это комплимент! Спасибо большое! :)
Поучаствуешь? ;) в этот раз? Или может в следующей части? Там обещаю интересное задание %)
(no subject) - eugenego - Jun. 13th, 2012 06:41 am (UTC) - Expand
porosolka_balt
Jun. 12th, 2012 10:00 am (UTC)
Женя, спасибо за информацию. У меня с композицией всегда туговато, а все эти правила для меня как китайская грамота...
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 05:11 pm (UTC)
Валя, пожадуйста! :)
Тут надо просто потренироваться, или я непонятно написала? Для начала возьми свои фото, правда - поищи в них расположение по третям, по золотому сечению и совмещение - это хорошая практика. И потом расскажи мне, что нашла. Когда ты примерно их увидишь, будет совсем просто! И потом сможешь уже это использовать в процессе.
mariniqq
Jun. 12th, 2012 10:17 am (UTC)
спасибо Женя. Но мне так тяжело дается теория... жалко. Я так и не поняла- как же я делаю фото, судя по твоему описаню. Кручу , верчу
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 05:22 pm (UTC)
Не надо бояться теории, я же тоже во время фотографирования не стою и не думаю: "тааак, где тут точка золотого сечения, сейчас посчитаю... ага, значит этот стакан ставим сюда"... Нет, конечно! Я сначала просто ставлю предметы, и потом начинаю их двигать. Иногда надо совсем чуть-чуть и сфотографировав, уже понимаю, вот тут хорошо, а потому что я подвинула так, что по трети идет! а иногда вообще об этом не задумываюсь. Просто уже на автомате делаю. Но если эти правила совсем не знакомы, то для того, чтобы быстрее начать их применять не задумываясь (то есть быстро и красиво фотографировать;) долго не мучаясь с композицией), хорошо бы потренироваться: поразбирать свои фотографии, посмотреть, где получилось само, где нет, поробовать осознанно пофотографировать.
Потренируешься на задании? ;)
cook_inspire
Jun. 12th, 2012 10:21 am (UTC)
Жень, отлично, очень доступно и интересно написала! Не так давно я это проходила на курсах)))) Честно говоря, мне вот очень трудно сознательно по правилам снимать, часто я как-то бессознательно это делаю, и стараюсь, чтобы не было какого-то одного стиля, расположения, все время пытаюсь какие-то необычные решения находить, а то скучно будет))))
Самый больной вопрос, как нарушать правила, меня часто спрашивают об этом. Так вот, чтобы их нарушать, в первую очередь, их надо знать! А признаком удачного нарушения является то, что фото нравится, вызывает эмоции, пусть даже у некоторых не совсем позитивные)))
Спасибо тебе за эту информацию, я с удовольствием прочитала, попробую найти что-нибудь по теме, или если будет время снять))) А сегодня, если успею, подведу итоги в сообществе, заодно поделюсь кое-чем)))
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 05:38 pm (UTC)
Юля, спасибо большое за оценку!
Я прекрасно понимаю, это конечно невозможно снимать все время думая о правилах! Но они помогают, особенно, когда они уже хорошенько сидят в подкорке ))) И как я уже выше написала, для того, чтобы они туда засели, надо немного потренироваться и поделать разборы. И... вуаля! О них уже можно и не думать %) Иногда, в трудную минуту, я конечно, задумываюсь, как привести ту или иную фотографию к нужному мне состоянию...
Про нарушения - ты так права! Для того, чтобы нарушать, надо знать, что нарушаем ))) Что и почему! Именно это позволяет делать нестандартные фотографии, которые, благодаря этому нарушению, вызывают сильные эмоции. Но для этого, нужно в большинстве случаев, действительно, делать это осознанно и понимая какой эффект получится.
(no subject) - cook_inspire - Jun. 12th, 2012 05:50 pm (UTC) - Expand
niksya
Jun. 12th, 2012 12:16 pm (UTC)
Спасибо. Очень полезно и интересно.
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 05:59 pm (UTC)
Нина, пожалуйста! Я рада, что полезно :) Ты уже нашла эти приемы у себя в фотографиях? ;)
fahrwasser
Jun. 12th, 2012 06:07 pm (UTC)
Вот клубнике с молоком прямая дорога на стоки, и еде какой-то мясной в лепешке, и спаржу туда же! Извините.
По делу выскажусь позже.
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 06:17 pm (UTC)
Алена! :)))) Спасибо!
По делу тоже жду! Ты как, про задание настроена?
(no subject) - fahrwasser - Jun. 13th, 2012 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 14th, 2012 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - fahrwasser - Jun. 14th, 2012 09:57 am (UTC) - Expand
hahademon
Jun. 12th, 2012 06:34 pm (UTC)
Очень информативно и наглядно! Спасибо, Женя!
Если будет настрой- поэкспериментирую с негатив спейс- заинтересовала эта тема))
eugena_klykova
Jun. 13th, 2012 02:35 pm (UTC)
Ксюша, пожалуйста! :)
Да, используя и расширяя negative space вокруг объекта, можно получить очень экспрессивные снимки!

Edited at 2012-06-14 09:38 am (UTC)
irrez
Jun. 12th, 2012 07:24 pm (UTC)
Очень познавательно и интересно! Но, мне, пожалуй, придется не раз перечитать, чтобы до конца все осмыслить))
eugena_klykova
Jun. 12th, 2012 07:25 pm (UTC)
Ириш, если что не понятно - спрашивай!
(no subject) - irrez - Jun. 12th, 2012 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 12th, 2012 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irrez - Jun. 12th, 2012 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 12th, 2012 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irrez - Jun. 12th, 2012 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 12th, 2012 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irrez - Jun. 13th, 2012 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 13th, 2012 10:36 am (UTC) - Expand
annaletashkova
Jun. 13th, 2012 05:32 am (UTC)
С удовольствием читаю Ваши статьи о фото. Спасибо!
eugena_klykova
Jun. 13th, 2012 10:22 am (UTC)
Пожалуйста! :)
На задание настроены? ;)
(no subject) - annaletashkova - Jun. 13th, 2012 04:03 pm (UTC) - Expand
gourmetgrey
Jun. 13th, 2012 10:03 am (UTC)
Жень, привет!! Жутко рада, что уже выздоравливаешь! Не болей больше! Может ты так отреагировала на смену обстановки? И с обновкой тебя! (Хотя старая мне нравилась больше;-))
Меня тут заклинило на диагональном золотом сечении. Мы точки ставим сверху и снизу, так? А если схему повернуть на 90 градусов, то такое расположение тоже будет правильным? Я тут попыталась картинки порисовать: вроде, смотрится неплохо)
eugena_klykova
Jun. 13th, 2012 10:34 am (UTC)
Валя, спасибо, постараюсь! Да, думаю это акклиматизация была у меня такая... Тем более смена сезонов...
Это Кате katherine_mor спасибо за новую "одежку" )) Мне очень хотелось чего-то летнего!
Про диагональное золотое сечение ты очень правильно заметила!! Мне встречались схемы и работы как повернутые на 90 градусов, так и вообще отзеркаленные :) По-моему очень интересный вариант композиции, подходит как к горизонтальным, так и вертикальных кадрам, и для любых форматов )
(no subject) - gourmetgrey - Jun. 13th, 2012 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 13th, 2012 02:39 pm (UTC) - Expand
zi_yu
Jun. 13th, 2012 11:28 am (UTC)
Что-то я сегодня очень сильно торможу :( Про золотое сечение вообще не поняла. Надо еще почитать и разобрать примеры.
А можно еще вопрос про связь диагонали и границы кадра: есть ли принципиальное правило о том, можно ли рамкой "резать" предмет, уходящий по диагонали из кадра или предмет должен полностью умещаться в кадре? Не знаю, понятно ли сформулировала - вот можно у спаржи кончики обрезать или лучше, чтобы их было видно?
eugena_klykova
Jun. 13th, 2012 02:46 pm (UTC)
Юля, а что про Золотое сечение на понятно? Давай разбираться: Правило золотого сечения похоже на правило третей, только эти линии и точки несного смещены к центру... Диагональное золотое сечение немного сложнее. Там есть картинка, как мы мысленно должны разделить пространство... Оно получается расчерчено диагонильно. Только в этом случае ты распологаешь предметы на на линиях и точках пересечений, как в предыдущем случае, а в "окошках", которые у тебя получились.
По поводу "обрезки", если я правильно поняла, то принципиального правила тут нет (в отличие, кстати, от портретов). Все зависит от общей композиции и впечатления. В каком-то случае, хочется видеть весь предмет, а в каком-то части достаточно. Но я подумаю, что мы тут можем рассмотреть, когда будем говорить о границе кадра.
(no subject) - zi_yu - Jun. 14th, 2012 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugena_klykova - Jun. 14th, 2012 09:19 am (UTC) - Expand
zobin_bobin
Jun. 13th, 2012 09:58 pm (UTC)
Огромное спасибо за шикарную статью и фотографии!

Пошла экспериментировать :-)
eugena_klykova
Jun. 14th, 2012 09:20 am (UTC)
Юля, пожалуйста! :)
Жду результатов! ;)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 94 comments — Leave a comment )